Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Этому способствует реализация в воспитательном процессе школы содержания разновозрастных мероприятий и проектов Российского движения школьников, которые построены в логике формирования социально значимых знаний, отношений и опыта в различных видах воспитывающей деятельности (таблица 1).
Группа проектов РДШ |
Мероприятия и проекты Российского движения школьников |
Группа проектов направления «Личностное развитие»
|
Проекты поднаправления «Творчество»: «Творческая мастерская РДШ»; «Творческая лаборатория РДШ»; онлайн-квизы и акции, приуроченные к значимым датам в сфере культуры; фестиваль театрализованных постановок для начальных классов. Проекты поднаправления «Наука»: «Гражданская наука»; «Всероссийский турнир трех ученых»; «РДШ — Наука»; «Объясните нормально»; «Научное ориентирование». Проекты поднаправления «Спорт»: «Спорт рдш.рф» (проект продолжается в формате онлайн-платформы); «Веселые старты»; «Сила РДШ»; «Игры отважных»; «На спорте». |
Группа проектов информационно-медийного направления
|
«Медиа» и «Междисциплинарные проекты и программы». Проекты поднаправления «Медиа»: «Контент на коленке»; «Блог героя»; «На заре»; «Инклюзивные медиа». Проекты поднаправления «Междисциплинарные проекты и программы»: «ВПорядке»; «КЭШ: Клуб экономных школьников»; «Информационная культура и безопасность»; «Лига решений». |
Группа проектов направления «Гражданская активность»
|
«Гражданская активность» представлено поднаправлениями «Гражданская идентичность» и «Экология». Проекты поднаправления «Гражданская идентичность»: «РДШ — территория самоуправления»; «Академия гражданина»; «Дискуссионные клубы РДШ»; «КоЛаб»; «Твой выбор». Проекты поднаправления «Экология»: «Всероссийский проект Экотренд со Всероссийскими конкурсами»; «Сезоны фенологии»; «Эко забота»; онлайн-активности в социальной сети Вконтакте, комплекс экологических занятий в начальной школе. |
Группа проектов направления «Военно-патриотическое»
|
«Военно-патриотическое направление» представлено поднаправлениями «Патриотика» и «Краеведение». Проекты «Зарничка»; «Зарница»; «Орленок»; «Делай, как я»; «Моя история»; «Штаб актива ВПН». Проекты поднаправления «Краеведение»: «Я познаю Россию»; «Школьный музей»; «Прогулки по стране»; «Научное ориентирование» |
Воспитательные задачи школы на 2022-2023 учебный год.
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, детские объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, программам дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности, активно вовлекать обучающих в деятельность РДШ, Юнармии, ГЛВ. Включение обучающихся в современные системы дополнительного образования, такие как: детские технопарки «Кванториум», IT-квантум, Робоквантум, дом научной коллаборации (ДНК), Региональный центр для одаренных детей «Вега», Центры цифровой образовательной среды (IT-КУБ);
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися. Трансляция Всероссийских онлайн-уроков, направленные на гражданско-патриотическое воспитание (в рамках урока истории и ВУД), «Уроки цифры» (в рамках уроков информационной безопасности и ВУД), организация и проведение научных декад по предметам;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ путем реализацией проектов РДШ каждым классным коллективом, участие во Всероссийском конкурсе «Большая перемена», проекте «Добро не уходит на каникулы»;
6) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы, выездные мероприятия, участия в лагерных сменах на базах ДОЛ, активную регистрацию на сайте ГТО, сдачу комплекса ГТО и реализовывать их воспитательный потенциал;
7) организовывать профориентационную работу со школьниками «Профориентация в цифровую эпоху»;
8) организовать работу школьных медиа согласно Всероссийским проектам РДШ, реализовывать их воспитательный потенциал;
9) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности (бренд-буки школы, атрибутика и бренд-буки РДШ);
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального и девиантного поведения школьников.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального и девиантного поведения школьников.
Модули программы воспитания 2022-2023 чебного года:
Модуль "Ключевые школьные дела"
Модуль "Внеурочная деятельность"
Модуль "Школьный урок"
Модуль "Детские объединения"
Модуль "Экскурсии и походы"
Модуль "Школьные медиа - Школа кино 157"
Модуль "Работа с родителями"