Этнографический музей "Русская изба" XIX-XX века 

                

 

Дополнительны модуль «Музейное дело» программы воспитания на 2021-2022 учебный год

         Формированию ценностного отношения обучающихся к общественным ценностям, усвоению ими социально значимых знаний, приобретению опыта поведения в соответствии с этими ценностями в школе во многом способствуют школьные музеи и музейные зоны (таблица 3).


Таблица 3

Наименование музея или музейной зоны

Характеристика музея или зоны

Дислокация

Паспортизированный музей «Русская изба»

Этнографический

3 этаж

Комната боевой Славы

Военно-патриотический

2 этаж

Музейная зона «Нашей школе 50 лет»

Исторический

2 этаж

Музейная зона «Память в сердце храня»

Военно-патриотический

2 этаж

Музейная зона «Эстафета века»

Исторический

4 этаж

Музей под открытым небом «Яблоко от яблони»

Историко-краеведческий

Озеро на ул. Г.Димитрова

       


Школьный музей - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения, который расширяет сферу образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации обучающихся и учителей в процессе совместной деятельности, которая ведет к  развитию сотворчества, активности, самостоятельности обучающихся  в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

         Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

      Школьный музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы, поэтому  важно эффективное использование этого потенциала для воспитания обучающихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.

         Участие обучающихся в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий,  конференций и других внеклассных мероприятий  способствуют заполнению их досуга. Кроме того, обучающиеся постигают азы исследовательской деятельности: они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

          Каждый из музеев и музейных зон уникальны. Музей «Русская изба» - этнографический и имеет в своем фонде многочисленные экспонаты русского быта конца 19-начала 20 веков. Комната боевой Славы находится на стадии паспортизации, актив музея и педагоги школы работают над пополнением фонда и тематикой комнаты. Наша школа имеет выпускников -  героев, которым установлены мемориальные доски: Денисов Александр Юрьевич, гвардии младший сержант и Малофеев Николай Сергеевич, ефрейтор, пулеметчик штурмового отделения 2 взвода специального назначения войсковой части 6795.  Музейная зона, посвященная Юбилею школы, состоит из многочисленных коллажей и фрагментов летописи школы, которая велась все 50 лет. Музейная зона «Память в сердце храня» была открыта к 75-летней годовщине Победы в ВОв и имеет почетную Пирамиду Славы с именами героев. Музейная зона «Эстафета века», находится еще в разработке. Ее местоположение - штаб актива РДШ. Музейная зона «Эстафета века» рассказывает о преемственности и развитии детских объединений (скауты-пионеры-РДШ). Музейная зона под открытым небом «Яблоко от яблони», несет в себе краеведческое исследование. Арт-объекты, предполагаемые для благоустройства озера на ул. Г. Димитрова, расскажут жителям микрорайона о его истории.

       В музее и музейных зонах школы сложились традиции проведения экскурсий для обучающихся начальной школы, среднего звена. Мы считаем, что знакомство с историей и культурой страны, малой Родины следует начинать с раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира, а процесс социализации происходит наиболее интенсивно.

      В работе музеев предполагается использование разнообразных форм и методов, соответствующих современным требованиям и условиям, интересам, возможностям, особенностям обучающихся. Это позволяет каждому обучающемуся  выбрать себе деятельность по душе.

         Работая самостоятельно, под руководством педагогов и методиста музея, актив готовит доклады, рефераты; разрабатывает  экскурсии; оформляет персональные выставки музейных экспозиций, рисунков, фотографий, поделок; записывает воспоминания ветеранов, берёт интервью у жителей города, выпускников школы и т.д.

           Групповые и коллективные общности, как правило, -  разновозрастные, при этом обучающиеся проживают различные социальные роли: в группах они создают музейные экспедиции, готовят буклеты по различным  тематикам.

         Материалы музея широко используются при проведении уроков, внеурочных мероприятий. При этом обучающиеся не просто прослушивают информацию учителя или экскурсовода, но и погружаются в среду, перемещаются в историческом пространстве. Они непосредственно включаются в деятельность, и занятия становятся наиболее запоминающимися и результативными. В совместной деятельности педагогов и обучающихся разрабатывается школьная символика, которая используется в повседневной школьной жизни, при проведении важных торжественных событиях, самым закрепляя лучшие традиции.        Нельзя не отметить, что педагоги вовлекают обучающихся в деятельность, которая им интересна, они вместе планируют дело, добиваются результатов.

план работы музеев и музейных зон 1-4 классы (КТП)
план работы музеев и музейных зон 5-8 классы (КТП)

план работы музеев и музейных зон 9-11 классы (КТП)


Достижения (федерального и регионального уровня) музея школы и музейных зон, работа актива школьного музея за 2020-2022 гг.

 

Мероприятие, краткое описание

педагог

достижение

1

Областной конкурс историко-краеведческих музеев образовательных организаций, посвященному Параду Памяти в Самаре

Хожателева С.В.

участие

2

Патриотический проект городского экскурсионного марафона «Сохраним историю вместе»

Дорогавцев А.Л.

участие

3

Городской дистанционный конкурс социально-образовательных проектов «Гражданин», «Моя малая Родина»

Дорогавцев А.Л., Хожателева С.В.

2 место

4

Городская музейная игра-путешествие активов школьных музеев «Люблю тебя, горжусь тобой, Самара – город мой родной!»

Дорогавцев А.Л.

участие

5

Участие во Всероссийской акции посвященной «Дню музеев»

Хожателева С.В.

участие

6

Участие в окружном этапе II Всероссийского дистанционного конкурса среди классных руководителей на лучшую методическую разработку воспитательного мероприятия по созданию музейной зоны «Эстафета века».

Хожателева С.В.

участие

7

Научный альманах (ISSN 2411-7609). Статья «Воспитательные возможности музейной педагогики в работе с детьми и родителями (из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников на базе музеев и музейных зон МБОУ Школы № 157 г. о. Самара)»

 

Мордвинова Е.А.

Хожателева С.В.

статья

8

Городской конкурс рекламной продукции школьного музея

С.В. Хожателева

участие

9

Участие в районном конкурсе мультимедийных презентаций и видеороликов «Культурное наследие России»

С.В. Хожателева

А.Л. Дорогавцев

А.В. Чепрасов

2 место

3 место

Участие

10

Всероссийский проект «Школьный музей»

С.В. Хожателева

 

участие

 

С марта 2020 года музеи школы работали в олайн формате

https://www.youtube.com/watch?v=YLSB4j7Nnfw&t=82s    

https://www.youtube.com/watch?v=kkCuCYWuVp8 

https://vk.com/im?sel=5382573&z=video-1202343_456239208%2F3510af4958948dcbd3%2Fpl_post_-1202343_4479    

https://vk.com/im?sel=5382573&z=video-1202343_456239182%2Fbdee061eb2920a94d2%2Fpl_post_-1202343_3766  

https://vk.com/im?sel=5382573&z=video-1202343_456239183%2F73074d40ff77992d89%2Fpl_post_-1202343_3769        

 
 

  План экскурсионно-массовой работы музея "Русская изба" на 2018-2019 учебный год
  План экскурсионно-массовой работы музея "Русская изба" на 2019-2020 учебный год
  План экскурсионно-массовой работы музея "Русская изба" на 2020-2021 учебный год
  План экскурсионно-массовой работы музея "Русская изба" на 2021-2022 учебный год
План экскурсионно-массовой работы музея "Русская изба" на 2022-2023 учебный год